ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ТРИ ВЕКА НА НЕВСКОМ


7 апреля, на Благовещение Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре отпразднуют 300-летие монастыря.

Молебны, литургия, крестный ход, выступление Архиерейского хора, показ документального фильма... Торжества начнутся в тот день, когда в 1713 году в обители отслужили первую литургию в деревянной Благовещенской церкви. И закончатся 6 декабря, когда будет отмечаться 750-летие погребения святого князя Александра в церкви Рождества Богородицы во Владимире. Мы решили, что знаменательная дата — повод лучше узнать историю страны в целом и Русской православной церкви — в частности. Узнать и переосмыслить. Если не три века, то хотя бы последний...
 
Непраздничные хлопоты

Спецкор «Культуры» побывала в лавре за пять дней до праздника. Народу немало. Монахов не видно. Кругом — леса. Смущает навязчивая дрель. Интеллигентно постукивает молоточек. Идут реставрационные работы в главном Свято-Троицком соборе. И даже обывателю понятно: завершить их к 7 апреля нереально — в храме каждый день служат.

Самый злободневный сегодня вопрос — возвращение изъятой в 1922 году серебряной раки Александра Невского, которую хотели переплавить, но, слава Богу, хотя бы отправили в надежное место — в Эрмитаж. Министр культуры Владимир Мединский уверяет, что рака обретет свое историческое место, а музей получит копию. Месяц назад в монастыре видели выходящим от наместника Назария Михаила Пиотровского. На лице его была печаль... Если будет сделана реплика, то за чей счет? И кто станет ее (не)счастливым обладателем? Сражаться за гробницу святого князя для наместника Александро-Невской лавры — дело чести. Хотя дел, связанных с честью обители, уже накопилось с колокольню Свято-Троицкого собора. Еще одно, как нераспутываемый клубок ниток, — совместное с Музеем городской скульптуры владение зданиями лавры. В советские годы их занимали закрытое предприятие «Прометей», станция переливания крови, психиатрическая лечебница...

В 1996 году в лавре была возрождена монашеская жизнь. Но восстанавливать поруганные храмы пришлось с нуля. А чтобы привести в порядок корпуса, монахам и трудникам приходилось рисковать здоровьем. Покидая обитель, доброхоты иных предприятий оставляли в химшкафах открытые колбы со ртутью... Словом, если в ходе переговоров с оборонщиками и медиками удалось достичь консенсуса, то музейщики оказались еще теми оловянными солдатиками. Пока освободили только надвратную церковь. Два некрополя и первый каменный Благовещенский храм — по-прежнему во власти музея. То, что лавра, названная Петром I в честь великого полководца, не имеет действующего храма Александра Невского, назвать недоразумением язык не поворачивается. И не замечать невооруженный конфликт лавры и музея уже неприлично. Скульптуры с тем же, а может, и с большим успехом могут быть выставлены в другом пространстве. А уж о том, что пройти на кладбище — поклониться Достоевскому или Товстоногову — теперь стоит 150 рублей, даже говорить стыдно.

В прошлом году на ремонтно-восстановительные работы «Газпром» выделил лавре 200 млн рублей. Но 300-летие — удачный повод, чтобы решить и некоторые стратегические задачи. Хотя наместник не делит хлопоты, связанные с обителью, на более или менее важные. Ему есть дело до всего. Ежедневно он, как крепкий хозяйственник, «дозором обходит владенья свои». И очень не любит выходные, когда осмотра нет. Какой тон подобрать для фасадов? Как разбить газон и какие растения посадить (владыка Назарий по образованию биолог)? Не доволен — скажет что-нибудь едкое. Все хорошо — промолчит.

— Мы и дизайн ткани для облачений с ним обсуждаем, — рассказывает Андрей Коваленко, руководитель швейной мастерской. — К юбилею разработали шелк цвета золота. И сейчас четыре сотрудницы из девяти отшивают 150 облачений. Для светских людей владыка предложил подготовить специальные ленты.

— И для него шьете одежду?

— Ткань и декор для архиерейского облачения должны быть эксклюзивными. Кресты делаются специально и нигде не повторяются. Много ручной вышивки. Недавно изготовили облачение из фиолетово-желтой парчи. Помню, долго эскизировали. А владыка пришел и сказал: «Здесь красная роза нужна!..» Надеюсь, сегодня он служил в этом одеянии в Кронштадте.
 
Письма из лагеря

Настоящая головная боль для наместника — создание музея лавры. Пока корпус приводится в божеский вид, экспонаты хранятся в пыльной кладовке. Работать в таких условиях с ценностями — почти преступление. Тем более что речь идет не только о шконке — железной кровати с некрашеными досками, и не только о двери в подвал, где пытали священников.

— Председатель комиссии по канонизации новомучеников Санкт-Петербургской епархии отец Владимир (Сорокин) исповедует преступников в тюрьме на Шпалерной, где когда-то сидели и Ленин, и митрополит Вениамин (Казанский), — раскрывает тайну появления предметов секретарь комиссии и завмузеем лавры Лидия Соколова. — Во время ремонта руководство тюрьмы решило избавиться от исторических свидетельств, а мы их подобрали.

Среди других экспонатов — образец форменного ремня императора Николая II и снимок с этим ремнем (имя портного, поместившего под стекло в рамочку оставшийся кусочек царского аксессуара, история не уберегла), фотографии отца Иоанна Кронштадтского (на одной — протоиерей восседает с мужиком на телеге); лагерные письма неизвестного репрессированного батюшки супруге, написанные карандашом в 1938 году...

— Что ты все время ноешь, — передает суть посланий Лидия Ивановна. — Мне хуже в тысячу раз. А я благодарю Бога за все... Коля хорошее письмо написал, без ошибок. Но ведь много врет. А я завещаю вам: никогда не лгите. Самое И. А. Иванов. 1815страшное — лжесвидетельство. Не родина виновата, что я оказался здесь, но человек, написавший на меня донос. Любите страну. И любите Бога... Несколько крошечных иконок, уцелевших в энкавэдэшных застенках, принесли родственники священнослужителей. Одна заключенная монахиня хранила образок во рту. Но следователь на допросе так ударил ее, что иконка вылетела... Есть часть мантии святой Марии Гатчинской и фото, снятое с могильного креста при обретении ее мощей. Парализованная, ссохшаяся, скрюченная... Если бы не два ухаживавших за ней человека, Лидия Александровна, как ее звали в миру, просто не смогла бы жить. А она обладала удивительным даром утешать. Люди шли к ней толпами. Но в ночь на 17 февраля 1932 года всех насельников арестовали. А спустя два месяца после страстной ночи русского монашества осужденная на три года ссылки Лидия Лелянова скончалась...

— В истории Александро-Невской лавры остались белые пятна?

— Конечно. И открытия еще будут. Месяц назад я узнала, что погребенный в Некрополе мастеров искусств настоятель церкви Всех Скорбящих Радость Петр Скипетров когда-то похоронил в этой же могиле отца и дочь. Первый священнослужитель, погибший от рук богоборцев. И первый петербургский новомученик. Когда в 1918 году по приказу Коллонтай красноармейцы вошли в лавру для конфискации церковных ценностей и закрытия монастыря, верующие начали звонить в колокола. Опасаясь, как бы толпа не растерзала солдат, монахи вывели их через кладбище. А те вернулись с подкреплением и с пулеметом. Началась стрельба. В это время протоиерей Петр направлялся к митрополиту Вениамину. Сын предупредил его, что в лавре опасно. Но в Троицком соборе было спокойно. Служили молебен у мощей Александра Невского. Отец Петр подошел к митрополичьему корпусу. Стал увещевать военных... Раздался выстрел. Пуля пробила нижнюю челюсть, застряла в горле. Полилась кровь... На следующий день протоиерей скончался. В 30-е годы его вдове предложили перезахоронить прах на другом кладбище, рядом с их сыном. Но явившийся во сне отец Петр сказал: «Мы никуда не поедем». Вдова забрала ограду. Памятник снесли. Только в 1991 году место погребения разыскали. А спустя десять лет священнослужитель был причислен к лику святых.

— В последние годы немало писали о другом петербургском новомученике — митрополите Вениамине (Казанском). Место его погребения, кажется, не найдено до сих пор?

— Не известна даже дата смерти. Все пишут, что его расстреляли 13 августа 1922 года. Однако недавно обнаруженные в ГАРФе свидетельства опровергают этот факт. На основании кассационной жалобы (за митрополита писал адвокат Яков Гурович) только четверым из десяти смертный приговор оставили в силе, шестерых перевели в другую тюрьму. Подписан документ 16 августа в Москве. Нет фамилии Казанский и в списках о приведении приговора в силу. А 13-е, скорее всего, возникло из рассказов родственников, которые, принеся передачу, узнали, что их близких в этой тюрьме уже нет...
 
В ожидании патриарха

Новейшая история Александро-Невской лавры началась в 1996 году. Владыка Назарий, родом с Украины, служит здесь почти 17 лет. За это время братия увеличилась раза в три. Но сказать, что все приходят сюда навсегда, значит, погрешить против истины. Иногда монахи покидают городскую обитель. И не обязательно ради отдаленного скита. Случается, правда, и возвращаются. Один инок ушел в мир, не прерывая связи с монастырем, а спустя десять лет вернулся. Но это исключение из правил. Игумен Стефан — сын покойного преподавателя Духовной Академии. По окончании духовных школ был пострижен митрополитом Алексием, будущим патриархом. А с возрождением лавры переведен сюда указом.

— Так проявилась воля Божья, — улыбается батюшка. — К нам попадают разными путями. Но, как сказал один опытный устроитель монастырей, если в год приходит хотя бы один хороший послушник, для обители это уже немало. Стремиться надо не к количеству. А к тому, чтобы не проглядеть человека с подлинным призванием к монашескому подвигу...

Своя дорога к храму и у каждого светского человека. Племянница владыки Наталья заведует монастырской гостиницей, ее муж Виктор руководит столярной мастерской. Вместе с супругой-вышивальщицей Илоной трудится здесь и Андрей Коваленко, выпускник ленинградского института текстильной и легкой промышленности, Королевской Академии искусств в Антверпене. Сыновья их, правда, свою дорогу в лавру еще не проложили. Впрочем, и сам Андрей крестился вместе с двумя старшими, а воцерковился лишь с рождением третьего.

Пути Господни неисповедимы. Но учиться все-таки лучше на чужих ошибках, зная и помня о своих. Кто-то из монахов в разговоре с Лидией Соколовой посетовал, что люди не делают выводов из истории. А она, закрывая пыльную кладовку, набитую свидетельствами времени, вспомнила слова секретаря Синодальной комиссии Московского патриархата по канонизации святых отца Дамаскина (Орловского): «Хватит ли у нас мужества — гражданского и христианского — знать нашу историю такой, как она есть на самом деле?» И сама же ответила: «Сомневаюсь. Людей не всегда устраивает правда. Они хотят легенд. А вот историки должны быть честными, неподкупными и профессиональными».

25 апреля в Российском государственном историческом архиве в Петербурге откроется выставка, посвященная 300-летию Александро-Невской лавры. Основные торжества состоятся 12 сентября, в день перенесения мощей Святого благоверного князя Александра Невского. В монастыре ждут Патриарха Кирилла, для которого Ленинград и обитель на берегу реки Монастырки значат так много...

История Александро-Невской лавры начинает отсчитывать четвертое столетие.
 

Татьяна Уланова, газета "Культура"



Назад к списку