ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

«… ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ …»

«Как же мудр и проницателен был русский писатель Иван Шмелев, обратившийся в одном из писем к близкому человеку, а по сути, ко всем нам, с призывом: «Читайте Пушкина и Евангелие

Василий Ирзабеков;

«Через него (Пушкина) умнеет все, что

может поумнеть».

Ал. Островский

 

         Удивительный мир Пушкина в последнее время сильно преобразился в  российском обществе. Духовность русской поэзии и литературы, самой жизни, современной Пушкину, была невероятно искажена в прошедшем столетии. И потому сегодняшнему читателю, либо воспитанному в духе советской школы, либо уже «вкусившему» дух безнравственной вседозволенности, – не всегда понятен вновь открывающийся поэт, настоящий гражданин Православной Державы – грешный, но покаявшийся…

Неповторимая встреча с Пушкиным рано или поздно происходит в жизни каждого  русского человека. И многим становится понятно, что даже назвать его просто поэтом или писателем невозможно. Ведь Сам Господь Бог благословил прославить его гением Русской словесности…

Жизненный путь поэта был тернистый. Но исследователи утверждают, что после Таинств исповеди и Причастия к нему, словно сами собой, приходили стихи просветленные, с гармоничным мироощущением. Пушкин и сам интуитивно понимал свое призвание быть богоизбранным для пророческого служения в искусстве:

                            И Бога глас ко мне воззвал:

                            «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                            Исполнись волею Моей,

                            И, обходя моря и земли,

                            Глаголом жги сердца людей».

Не зря император Николай Первый назвал поэта «умнейшим человеком России». Впрочем, любая человеческая судьба складывается не просто. В архивах сохранились строки, подтверждающие   сильную духовную борьбу самого Пушкина: «Суть в нашей душе, в нашей совести и в обаянии зла. Это обаяние было бы необъяснимо, если б зло не было одарено прекрасной и приятной внешностью…» Истинная сила Пушкина как человека и как поэта – в необычайной искренности покаяния, в стремлении к очищению души:

   

«… Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

И дух смирения, терпения, Любви

И целомудрия мне в сердце оживи».

К слову о некоторых субъективных высказываниях пушкиноведов, сам Александр Сергеевич завещал ни в коем случае не публиковать богохульные произведения своей «ветреной юности», за которые его очень мучила совесть: «Мне нужно, чтобы мое имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России!» Увы, те, кто ненавидит поэта и Русь, порочат его посмертный гений  и сегодня. Ими же попирается завет и Святой Руси: «Об усопших плохо – ни слова!» Ведь Един только Бог без греха. Именно это и не дает права никакому человеку судить судом неправым (ибо «всяк человек – ложь»…) Тем более, если речь идет о том, кого русская история и словесность признала великим…

Александр Сергеевич Пушкин получил неповторимый дар Божий – дар слова с поэтическим прозрением. Этот дар особо раскрылся к концу его короткой жизни стремлением напитать себя и народную поэзию духовной славой.

         Во-первых, поэзия Пушкина – прославление красоты, великолепия и мощи земли наших отцов…

Перенесемся на миг в родовое гнездо великого Пушкина. Михайловское… Знойное лето.   Облака, освещенные нежарким псковским солнцем, оголтело носятся по лазоревому небу, словно играя в «салки» друг с другом. Вдоль песчаных ухоженных тропинок выстроились часовые громадного роста –  величественные ели старинной Михайловской вотчины. Они, наверняка, еще помнят грустного молодого человека, который в свое время истоптал этот парк вдоль и поперек. Во-он за тем песчаным холмом несет свои воды из века в век задумчивая река Сороть. Очень вероятно, что именно на ее скромном берегу Александр Пушкин с поэтической грустью вспоминал свою южную ссылку в Одессу и «гордую красу» покинутого моря. Здесь, скорее всего, и рождались поющие строки, уводящие в сказочный мир царя Салтана:

                               «Ветер по морю гуляет

                               И кораблик подгоняет…»

         Герои пушкинских сказок – и простые люди,  и цари, и чудо-богатыри Древней Руси.  Земля эта застроена домами-избушками, рублеными из столетних кряжей. Причудливая Русь, обнесенная деревянными кремлями,  спрятанная за непроходимыми лесами и топкими болотами, поблескивающая маковками церквей, - таинственная в своей неповторимости Русь «…Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит,  …там царь Кащей над златом чахнет; там русский дух… там Русью пахнет!» 

А в затерявшемся от больших дорог Михайловском, среди зимы, завалившей сугробами проселки и старенький дом поэта, в светелке Арины Родионовны пылкий юноша с непослушными кудрями, затаив дыхание, слушал нянюшкины сказки, необыкновенно простые и чарующие. И потом под беглым пером талантливого поэта в теплом сумраке долгих зимних вечеров  оживали и золотая рыбка, и мертвая царевна, и золотой петушок…

Во-вторых, поэзия Пушкина – это искренняя любовь к народу, его православным традициям и святости...

Любить Россию, понимать поэзию родной стороны научила Пушкина его няня. «Помещицы Пушкиной сельца Михайловского, вдова, дворовая жена Ирина Родионовна». Именно к ней относился поэт с настоящей сыновней любовью. Пушкиным няня ласково величается Ариной, пожалуй, так имя звучит более нежно. Кстати, вся поэзия на Руси повелась от старых нянюшек, бабок и простых крестьянок. Они ее плели как кружево и берегли. Передавали из уст в уста  слушателям. Волновали этой поэзией сердца своих питомцев так сильно, что один поднялся до вершин чистейшей поэзии и стал всенародным гением. Сам Пушкин, живя в Михайловском, также очень часто посещал ярмарку близ Святогорского монастыря. Слушал там народные сказы и предания, нищие и слепцы рассказывали ему стихи и пели песни о добрых молодцах и красных девицах … которые поэт запоминал и преображал в чудные строки.

   Вот Дива пушкинская, Царевна Лебедь - красоты несказанной и доброты неописанной, словно выплывает из волн морских навстречу своему счастью:

                                      «Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

                                      Что ты тих, как день ненастный?

                                      Опечалился чему?» …

 Здесь поэт переживал уединение ссылки. Здесь, в сказочном Михайловском, сплелись воедино сказка и история – в прошлом эта старинная усадьба  принадлежала славному прадеду поэта, Аврааму Петровичу Ганнибалу, крестнику императора Петра Первого…

В-третьих, именно поэзии Пушкина в первую очередь мы и обязаны тем, что перед нами, наконец, раскрывается человек духовный, прославляющий Создателя…

  И новейшие публикации пушкиноведов открывают нам совсем другого поэта – потомка  святых родов, человека ищущего, страдающего, верующего…

«Имя предков моих поминутно встречается в русской истории», - с радостью обнаружил еще в юности Александр Пушкин. В двадцатом колене он является прямым потомком Радши, «мужа честна», - говорит летописец.

                   «Мой предок Рача мышцей бранной

                   Святому Невскому служил…»

По материнской линии через родную бабушку Марию Александровну Ганнибал, в девичестве тоже Пушкину, через ее мать, урожденную Ржевскую, был в тридцать третьем колене потомком Рюрика и первых киевских князей: Игоря Святослава, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. В старинном знатном роду Пушкина и Великая княгиня Ольга, и Владимир Красное Солнышко, креститель Руси. В том числе, по женской линии в двадцать первом колене –  поэт из рода святого благоверного Князя Александра Невского. Также потомок Великого князя Димитрия Донского, Муромских святых Петра и Февронии – хранителей семейной любви и верности… Незадолго до гибели Александр Сергеевич писал другу П.Я. Чаадаеву: «… клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Великий поэт, «солнце русской поэзии», слава и гордость Руси родился в древней столице под звон колоколов, в день двунадесятого праздника - Вознесения Господня. По семейным традициям новорожденный был назван в честь Александра Невского, который и считался его Небесным Покровителем. В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с выгравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней величайшей святыней - частицей Ризы Господней. Она – обязательное достояние старшего сына и перешла к Поэту от бездетного дяди Василия Львовича. В день праздника Положения Ризы Александр Сергеевич неуклонно исполнял святой обет семьи, - служить перед святыней молебен…

 «Духовное попечительство над опальным Пушкиным в годы Михайловской ссылки поручили настоятелю Святогорского монастыря игумену Ионе. Сам Александр Сергеевич охотно ездил в обитель, бывая в гостях у настоятеля. Летописи и древние книги в монастырской библиотеке, жизнь монахов, вопросы веры, народные обычаи живой памятью связывали поэта с многовековой историей Руси. Между настоятелем и поэтом сложились добрые дружеские отношения. На вопрос секретного агента к игумену Ионе: «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» последний ответил: «Он ни во что не вмешивается и живет как красная девка». По признанию самого поэта: он «в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые!»

Когда задумываешься о судьбе Пушкина, неизменно встает вопрос: а могла ли состояться встреча поэта и великого подвижника того времени – преподобного Серафима, Саровского чудотворца?! Известно, что Александр Сергеевич оберегал свою душу от  праздного любопытства светского общества и хранил свою веру сокрытой в глубине сердца. Вспомним, что преподобный Серафим всех приходящих наставлял именно так: «Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Из тысячи можно найти одного, который бы сохранил твою тайну. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она будет сохранена другим? Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно… Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований: в противном случае потеряешь и не найдешь»… Если поэт и доверил тайну встречи со старцем кому-то близкому, кто мог бы сохранить тайну, тот ее и сохранил!

В автографе стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны» (1836) есть рисунок, настолько замечательный, что Николай I после смерти поэта высказал пожелание опубликовать эту рукопись вместе с рисунком. На нем поэт изображает молящегося монаха в келье. На рисунке Пушкина старец согбен: преподобный Серафим после нападения на него разбойников остался таким навсегда. Рука монаха поднята выше лба, - значит, он не молится, а благословляет (легко догадаться кого)! Пушкинский монах и одет необыкновенно: он не в черной рясе, а в белом балахончике, какой носил батюшка Серафим. Левее правой ступни старца виден острый угол. Внимательно присмотревшись, догадываешься: это топорик, которым старец подпирался… Особенно выразительно пятно перед старцем в виде сидящего на задних лапах медведя. На уровне левой ступни старославянской вязью начертана буква «С». Все это подтверждает, что встреча состоялась, и преподобный Серафим благословил поэта. «Благовестное видение» святого старца отразилось в стихах:

                            Чудный сон мне Бог послал:

                            С длинной белой бородою,

                            В белой ризе предо мною

                            Старец некий предстоял

                            И меня благословлял…

 

***

Усыпальница Пушкинского рода находится в глухом уголке Псковской области. Здесь находятся Пушкинские (раньше – Святые) Горы и скромная могила поэта, похороненного на территории Святогорского монастыря. 

17 мая 1992 года празднично загудели колокола в Святогорской обители: крестным ходом из ближайшей приходской церкви Святогорская святыня, икона Божией Матери Одигитрия, торжественно возвращалась в монастырь Святых Гор. (По монастырскому преданию в 1569 году икона чудесно явилась пастуху Тимофею на Синичьей Горе.)  29 мая года обитель посетил патриарх всея Руси Алексий II и преподнес братии подарок – древнюю икону Николая Чудотворца, а также возжег лампаду от привезенного им из Иерусалима Благодатного Огня. Отслужив литию у могилы А.С. Пушкина,  Святейший сказал: «Общими трудами и общими усилиями надо возродить здесь обитель, которая в своих стенах сохраняет могилу великого поэта Земли Русской. С открытием монастыря, я думаю, это место приобретет еще большую притягательную силу». Чем дальше во времени, тем дороже становится воистину вечная память Поэта и благословение его всем нам:

« …Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!»

 

Серафима Дарина


Назад к списку