ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Начинаем Великий Пост. Беседа вторая

Во всем нужна разумность

Пост – одна из разновидностей смирения. В награду за это человек получает телесное здоровье и духовное. Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить Благодать. Как сказано: «смиряясь, вознесется» (Мф. 23,12). Чем более приближается человек к горе, тем он сам кажется все меньше, а гора становится все выше. Так и в отношении Иисуса Христа: приближающиеся ко Христу знают, что нет к Нему иного пути, кроме смирения.

В отношении к своему телу мы должны проявлять рассудительность. Схимонах Паисий наставляет: «Тело испытывает приятные ощущения. Нужно, чтобы мы его распяли. И вот как: если кто склонен к болезням и распинает тело, то в этом нет смысла. Когда же тело здорово и бесчинствует, тогда оно нуждается в том, чтобы ты его распял и подчинил духу. Например, хочет плоть, чтобы пища на блюде возвышалась, как вершина Афона, или хочет вина, тогда-то отсеки эти похотения. Вот так и распнешь свое тело». Благодаря посту обостряется всякое духовное движение человека – и доброе, и злое. Постом можно приблизить себя к Богу и отдалиться от Него. В Деяниях Апостолов описан момент, когда более сорока иудеев решили не есть и не пить, пока не убьют Павла. Постом у них поддерживался дух злобы. Своеобразный «пост» используется и некоторыми сектами для того, чтобы руководитель сект смог подчинить себе людей, сделать их зомбированными, подавить их свободную волю, которую даровал человеку Господь.

 Православный пост, хотя и имеет определенные установ­ления (четыре больших поста, среда и пятница в течение года) не требует строжайшего воздержания, полного отказа от пищи животного происхождения, растительного масла, или длительного многодневного голодания. Основная линия — постепенность в соблюдении поста, т.к. православный христианин должен помнить, что христианский пост — это не просто «невкушение» чего-либо. Это сознательное и добровольное воздержание с благочестивой целью или самоотвержение ради Христа.

Любовь к ближним выше поста: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14, 15). «Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства его пригласили за трапезу. За столом подавали скоромное, хотя день был постный. Митрополит, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста». Так же должны поступать и мы. Если тем, что мы едим или не едим, смущаем кого то, то следует поступить так, чтобы сохранить мир с ближними: «ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8).

Не устарел ли пост?

Плыть по течению гораздо легче, чем сопротивляться течению потока. В последнее время предпринимаются попытки духовных лиц облегчить или упразднить пост. Ввиду того, что большинство православных не соблюдают всех установленных Церковью постов, предлагалось облегчить сами посты, чтобы избежать конфликтов верующих с собственной совестью из-за нарушения церковных правил.

Как отмечалось выше, жизнь христианина немыслима без подвига. К тому же без поста трудно проводить жизнь благочестивую. Отец Епифаний подтверждает его необходимость: «Пост настолько ценен, что если бы он и не был установлен Церковью, его следовало бы установить сегодня. Но уж никак нельзя ни изменять, ни тем более упразднять это утвержденное веками церковное правило, которого держались столь многие святые».

Иеромонах Серафим (Роуз) по этому поводу писал: «Такой подход совершенно чужд Православию. Он являет собой очевидное и неприкрытое подражание реформист­скому духу католической Церкви. Там дело кончилось почти полной отменой постов. Православное правило пощения служит не для того, чтобы предотвратить «конфликты с совестью», а для того, чтобы призвать верующих на стезю смиренной, но вдохновенной христианской жизни. И если им не по силам следовать по этому пути, они, по крайней мере сознают, сколь далека их жизнь от образца».

Интересны мысли старца Паисия Святогорца по этому вопросу:  «Несколько лет назад разные богословы, университетские профессора, другие видные деятели собрались в Женеве на «предсоборное совещание». Рождествен­ский и Петровский посты они решили упразднить, а Вели­кий пост сделать на пару недель короче — поскольку народ все равно не постится. В этом совещании принимали участие и наши профессора. Когда, вернувшись оттуда, они приехали ко мне и стали обо всем этом рассказывать, я при­шел в такое негодование, что даже накричал на них. «Понимаете ли вы, что творите? — говорил я. Если кто-то болен, то он имеет оправдание есть скоромное в пост — общие правила на него не распространяются. Если кто-то съел в пост скоромное не по болезни, а по (духовной) немо­щи, то он должен просить: «Прости меня, Боже мой», он должен смириться и сказать «согреших». Такого человека Христос не станет казнить».  Дальше старец Паисий говорит, что если человек здоров, он должен поститься. Ведь кто безразличен, все равно ест все, что хочет, и его ничего не волнует. Действительно, большинство не держит постов, не имея на это уважительной причины. Но мы не должны отменять посты в угоду большинства. Потому что не можем знать, каким будет следующее поколение. А вдруг оно будет лучше, чем нынешнее, и сможет относиться к тому, что заповедует Церковь, без компромиссов? По какому же праву мы будем все это отменять? Ведь все это так просто! У католиков пост перед Святым Причастием продолжается один час. Что ж, будем поддаваться тому же духу? Будем благословлять свои слабости и падения? Но ради своих слабостей мы не имеем права перешивать хрис­тианство на собственный аршин.

В таком отношении к посту состоит главное отличие мытаря от фарисея: православный всегда чувствует себя грешником, ибо не соответствует высоким требованиям Церкви (как по форме, так и по существу); «современный» человек ищет покоя в самооправдании, а не угрызений совести из-за своего нерадения.

Даже если хранить установленный чин могут немногие, ради этих немногих он должен быть сохранен... Мы не имеем права выдумывать свое собственное «православие», и в духе этого «правосла­вия» изменять или совсем отменять то, что заповедано соблюдать  Святыми Отцами и Евангелием.

В настоящее время - время ослабления и падения веры - нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех».

Человек должен, насколько возможно, приложить все усилия для исполнения всей полноты требований. Господь же восполнит то, чего нам недостает. Главное: чтобы было стремление жить по заповедям Божьим.

Вспомним, что перенесли первые христиане? Они то и дело подвергали опасности свою жизнь. А какое равнодушие царит сейчас!.. Как тогда, подвергая опасности свою жизнь, они хранили веру, и как сейчас, не подвергаясь никакому давлению, люди уравнивают все. Проблем много, но их решение зависит от нас самих!

Великий Пост

Немного следует сказать о самом продолжительном посте – Великом. Необходимо понять цель, ради которой мы  принимаем на себя подвиг поста. Отец Александр Шмеман дает следующее объяснение: «Когда человек готовится отправиться в путь, он должен знать цель своего путешествия. Так бывает и с постом. Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - Пасха, «Праздник из Праздников». Пост - приготовление к «совершению Пасхи, истинному откровению». Поэтому мы должны начать с того, чтобы постараться понять связь поста с Пасхой, так как эта связь открывает нам нечто очень существенное, нечто решающее во всей нашей христианской вере и жизни».

Действительно пост - это путь. У каждого он свой. На этом пути нас могут подстерегать различные опасности, трудности. Но если мы только вспомним, что претерпел за нас Господь, то все препятствия покажутся ничтожными, тогда сможем достойно пройти это путешествие.

На самом деле, нелегко отказаться от мелкого идеала жизни, состоящего из ежедневных забот, поиска средств для обеспеченного существования, удовольствий, и всего, что так далеко от цели совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48).

Пост дан нам для того, чтобы мы могли достойно приготовится к встрече с Воскресшим Спасителем, Который даровал нам новую жизнь: «Пост - это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец старого (ветхого) в нас, как вступление в новую жизнь».

Но как можем мы приготовиться к празднику Пасхи? Наша жизнь настолько отличается от той, которой жили люди, создавшие стихиры, каноны, установившие богослужения и устав. Они жили в органически православном мире; самый порядок жизни был построен в соответствии с Церковью. Теперь мы живем среди огромного, городского, цивилизованного общества, в котором мы, православные, составляем незначительное меньшинство.

Ясно, например, что для большинства верующих ежедневное посещение великопостных богослужений невозможно. Они продолжают ходить в церковь по воскресеньям, но, воскресная Литургия постом, внешне, практически ничем не отличается от обычной. Следовательно, присутствуя на ней, почти невозможно «почувствовать» великопостные особенности богослужения, посредством которых сообщается нам дух Великого Поста. Поскольку же цивилизация, к которой мы принадлежим, ни в чем не отражает Великого Поста, неудивительно, что наше отношение к Великому Посту сводится к отрицательному понятию: когда некоторые вещи, например, мясо, жиры, танцы и развлечения, запрещены. 

Можно сказать без преувеличения, что хотя пост все еще «соблюдается», он потерял непосредственное соприкосновение с нашей жизнью, перестал быть той «баней покаяния и обновления», которым, по богослужебному и духовному учению Церкви, он должен быть. На самом деле, причина постепенной утраты реального влияния Поста на нашу жизнь в том, что мы сознательно или бессознательно сводим религию к поверхностному исполнению правил, далеких от нашей жизни, ставим под сомнение важность  личного усилия или подвига. Ведь куда легче жить, как все живут. Но кто любит Бога, тот соблюдает Его заповеди (Ин. 15, 10)!

Священник Сергий Демин,

настоятель Васильевского храма


Назад к списку