Грачи прилетели
Март на дворе. Грачи опять прилетели. У нас под Москвой они еще перелетные птицы. Щемящая до боли сердечной картина, - следствие современной человеческой вымороченности, – грачи прилетели на родину после зимовки … и приземлились на помойки! Таковы приметы нового образа жизни. Земной жизни. Прославленные вестники весны добывают пропитание в мусорных контейнерах! Безобразие человека рикошетом отразилось на флоре и фауне.
А раньше грачи напоминали художников-передвижников. Наверное, тем, что часто находились в движении. Живописцы перемещались из веси в весь с выставками картин. Грачи покидали гнезда поздней осенью, возвращались ранней весной. Те и другие - ради жизни. Движение – жизнь. Для людей и для птиц. И, труд, конечно! У грача – белый клюв и голое лицо - это от непрерывного труда. Перья в лицевой части истерлись от постоянного ковыряния в земле. Грач – известный трудоголик.
Член сообщества талантливых художников-передвижников Алексей Саврасов воспел трудолюбие грача. Его известный шедевр «Грачи прилетели» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Левитан, любимый ученик Саврасова, не преувеличил талант своего мастера: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Но более точную оценку «Грачей» определил Иван Крамской: «В работах других художников есть деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в «Грачах». При этом Крамской выделял как важнейшее и ценнейшее качество пейзажиста Алексея Саврасова: «наличие в его душе и живописи тех душевных нервов (струн), которые чутки к шуму и музыке в природе, ... струны, которые могли бы обращаться в песню».
Выключили неруси русскую песню на Руси. Ее сменила европейская какофония с чудовищной вакханалией. Но по весне еще можно услышать в Подмосковье радостную перекличку грачей, словно печаль по песне русской. Хотя по некоторым сведениям, и эти птицы скоро займут почетное место в Красной Книге.
Некогда Русь была страной хлеборобов. И лилась по земле их песня-надежда. Тогда грачи кормились на русских пашнях. Помогали русскому мужику беречь хлебушек. Ведь грачи очищали земельку для легких всходов – вытаскивали из свежевспаханной земли вредных жуков, насекомых, червяков и козявок, - угрозу добрых урожаев … Мужик ценил трудолюбивую птицу. А птица уважала хлебопашца, в поте лица зарабатывавшего хлеб насущный. От пашни грач кормил свою птичью семью. От пашни и семья мужика крепчала. Они были соработники, хлебопашец и грач.
Не партия коммунистов, не демократы, не гласность, не майско-ноябрьские лозунги демонстранствий … Трудолюбцы держали страну в мощном кулаке. И кулак тот многим завистникам дыхание затруднял. Трудолюбцам ведь Бог непрестанно помогал даже в самые лютые по безбожности времена. За неукоснительное исполнение Его заповеди – зарабатывать хлеб в поте лица.
1871 год. «Грачи прилетели». На переднем крае согбенные березки усеяны гнездами грачей, здесь празднуется веселое весеннее новоселье на старых гнездовьях. Снег только начинает оттаивать. Вдали темнеет уже освободившаяся от снега пашня, освящаемая святыми куполами церквей. Того и гляди, растает последний снежок, и снова выйдут в поле мужик и грач … Сегодня память о трогательной идиллии осталась лишь на картине.
1887 год. «Пейзаж. Село Волынское». Картина кисти того же Саврасова. Пророческое, надо сказать, изображение - с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь. Действительно, через несколько десятков лет «дым Отечества» перестал быть «сладок и приятен», превратился в дым угарный, уносящий людские жизни миллионами. Труд тоже видоизменился – в делание денег из ничего …
Некогда плодородные пашни густо позарастали сорной травой. На многих вместо живительных колосьев выросли бетонно-картонные коробки для жилья человекообразных. А рядом с ними помойки, помойки, помойки … и в них ковыряются умные птицы. Им деваться некуда, надо кормиться самим и кормить новых птенцов. Грач умеет приспосабливаться к новым условиям жизни.
А человек?! Умеет ли он приспосабливаться к модерновым реалиям как птица? В прошлом веке меченый политсоветик покуражился: «Главное начать, … расширить и углубить! Работающий человек должен жить по-человечески» … И походя, вырубил виноградники как завхоз не при делах, перекроил государство на драные лоскуты как закройщик без рук, открыл шлюзы для всемирной «шушеры» как враг государства и народа.
Люди – не птицы. Они, бескрылые, не улетели в теплые страны. Им редко удается свить даже самое простое гнездышко. И, брошенным на произвол политических разборок, им трудно удержаться на насиженных местах. Хотя некоторые уже приспособились и кормятся на помойках как грачи. В ситуации всемирной беспринципности … бессмыслицы … бессовестности ….
Впрочем, неизвестно даже, где сейчас поистине теплые края. Сдвинулось не только время (оно с космическими скоростями сокращается), перепутались и климатические пояса – изменение грядет не только для пернатых. Как-то его переживет человек и человечество?! Вернется ли сотворенный по образу Божию на свою истинную Родину?!
Хотя малая горстка людей взлетела высоко. Устремилась к Творцу и Создателю своему. Он их опекает, хранит и Сам ведет по узким тропочкам. Куда надо ведет. И приведет непременно. Не к земному «изобилию». Нет. К Жизни в вечной радости! Лишь бы только люди-птицы, как сообразительные грачи, покрепче за Его руку держались. И взлетали все выше и выше!
Серафима Дарина
Назад к списку